Новости

  • Масленица пришла в Весьегонск
    Масленица пришла в Весьегонск
    28.02.2022
    Сегодня, в первый день Масленицы - 2022, мы хотим поделиться с вами отрывком из этнографической книги А.С. Миловского и совершенно уникальными фотографиями автора Весьегонского района и Весьегонска во время празднования Масленицы во второй половине прошлого века. Итак, приступим:

    1332171303_11.jpg

    “Звал, позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться...» Зашумел последними злыми вьюгами март, прозванный в народе свистуном-березором. Еще скована земля ледяным панцирем, еще покрывают поля снежные скатерти, но уже носится во влажном воздухе предчувствие весны, которая собирается с силами, чтобы дать царству сна решительное сражение. 


    И вот теперь, заключая год праздников, обрядов и старинных ритуалов, мы отправимся на русскую Масленицу, именуемую также сырной неделей, в уже знакомую нам по празднику русской березки деревню Крешнево, в Весьегонский район древнего Тверского края, к Анне Андреевне Сазановой и ее подругам.


    1332171305_4.jpg


    Мы не случайно возвращаемся туда, где уже побывали: в приведенной детской причиталке, в народном представлении и песнях видна связь между Семиком и Масленицей. Вспомним старинную пословицу: «Семик да Масляна плакались на напраслину». Действительно, масленичную и семицкую обрядность связывают и обильная ритуальная пища, и мотивы предания смерти — сожжением или потоплением — растительного символа природы в образе соломенного чучела.


    1332171304_1.jpg


    «У славян существует старинный обычай: встречая весну в марте месяце, совершать изгнание Смерти или Зимы,— пишет А. Н. Афанасьев.— Они выносят из деревни соломенное чучело, изображающее Смерть, топят его в реке или предают сожжению, а пепел бросают в воду; ибо Зима гибнет под жгучими лучами весеннего солнца, в быстрых потоках растопленных ими снегов...» Но это уже заключительное действо длившегося целую неделю веселого праздника со своим установившимся за многие века строгим порядком. Каждый день масленичной недели, узнаем мы у исследователя старинных обычаев И. П. Сахарова, имеет и особое свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыш, среда — лакомка, широкий четверг — разгул, перелом, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины (золовка — сестра мужа) посиделки, воскресенье — проводы, прощание, прощеный день.


    1332171313_8.jpg


    Встречая честную Масленицу — широкую боярыню, строили снежную гору. Скороговоркой выпалив уже знакомую нам причиталку про то, как Семик приглашал Масленицу к себе на двор, детвора сбегала с горы и кричала: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» На салазках ввозили на гору и саму гостью — соломенную куклу, разряженную в кафтан, шапку, лапти, опоясанную кушаком.


    Масленица — это катальные горы и качели, это сладкие яства и скоморошьи потехи, это кукольные балаганы, ряженые, кулачные бои и прочие развлечения. Немыслима Масленица и без блинов. Зажиточные люди могли позволить себе их печь уже с понедельника, простой же народ — лишь с четверга или пятницы. Испечь масленичные блины было делом непростым, так как закваска для теста — опара — готовилась хозяйками с особыми обрядами и в строжайшей тайне от окружающих.


    Приготовление блинов требовало также выполнения целого ряда правил, особого масленичного этикета. Так, если молодые встречали вместе этот праздник впервые, то зять должен был пригласить тещу поучить дочь печь блины. Пренебрежение этим обычаем считалось величайшей обидой для тещи и могло стать причиной вечной вражды. Родственные отношения в масленичной обрядности занимают вообще особое место, это видно уже из названий дней сырной недели: молодожены обязательно посещают родителей, зятья приглашают на блины тещ, зовет родных невестка.


    1332171335_12 (1).jpg


    Высматривали на катальных горках да на посиделках свахи застенчивых невест и статных женихов. С широкого четверга начинались колядование, пение, катание на санях. С утра до вечера тешился народ кулачным боем — вступал в свои плава «масленичный разгул».


    В субботу совершались обряды, символизировавшие борьбу Весны с Зимою и поражение последней. В этот день дети строили снежный городок с башнями и воротами — царство Зимы, которому предстояло пасть под ударами Перуна, затем они разделялись на две ватаги, одна из которых с метлами охраняла городок, а другая, вооружившись палками, атаковала его. После долгой и упорной борьбы нападавшие врывались в ворота и разрушали укрепления, а воеводу купали в проруби.


    В воскресенье, во время проводов Масленицы, ее чучело или просто сноп соломы, а то и дегтярные бочки сжигали с радостными криками и песнями, изгоняя тем самым Зиму или Смерть.


    1332171320_2.jpg

    Гудит, набирая силу и раздвигая хоровод танцующих провожатых Масленицы, костер, переливчато звенит гармонь, пляшут черти, коты, цыгане, козы. В бессилии унять эту радость и предчувствуя свое скорое поражение, Зима плачет огромными влажными снежинками. Слезы ее шипят, испаряясь на красных березовых угольях.


    1332171335_10.jpg

    Где-то глубоко-глубоко бродят соки Земли, подчиняясь этому дивному чародейству обновления, и скоро над миром вновь зазвучит весенняя песнь жар-птицы. Услышать ее — значит обрести волшебный ключ вечной жизни. И вечной красоты.”


    Источник: https://www.perunica.ru/etnos/6053-ne-zhite-a-maslenica.html